В последнее время в белорусском медиапространстве стало много агента Сергея Новикова. Он успел порассуждать о старте «Славии», «Гомеля», высказался по поводу пребывания Макса Эбонга в «Астане», назначения Игоря Слесарчука в «Витебск», а также говорил о сокращении команд в «вышке».
Новиков не новый человек в белфутболе. Почти 10 лет назад он пытался сделать из «Белшины» топ-клуб.
Приход таинственных партнеров, которые ни на что не претендуют
В середине 2010-х «Белшина» переживала очередные тяжелые времена (впрочем, как и практически всегда), финансов с трудом хватало на содержание клуба. Зимой 2016 года стало известно, что в Бобруйск пожаловали некие иностранные партнеры, которые все наладят. Что это были за люди — первые месяцы скрывалось. Известна была лишь фигура самого Новикова, ставшего на первом этапе главным продвигателем идей инвесторов в массы.
Новиков родился в Витебске, но почти всю сознательную жизнь прожил в Могилеве и Москве. А за год до прихода в «Белшину» со своим партнером Валерием Оганесяном взял под крыло армянский клуб «Улисс» и сделал из него серебряного призера чемпионата. После чего решил попробовать дома.
— Есть иностранные компании. Какие именно — коммерческая тайна. Еще важно заметить, что покупки футбольного клуба «Белшина» не было и нет. Ни на какую собственность здесь никто не претендует. Управленцы — да. Именно на таких отношениях и будет строиться наша работа — партнерских и инвестиционных, — говорил Новиков на старте работы в Бобруйске.
Инвесторами много говорилось о высоких целях, работе академии. Однако конкретики было очень мало. Тогдашний владелец минского «Динамо» Юрий Чиж в интервью телевизионщикам заявил, что в Бобруйске все покрыто тайной и мраком, а глава БАТЭ Анатолий Капский увидел в этом агентские игры. Даже не чужой для «Белшины» тренер Вячеслав Акшаев скорее отрицательно высказывался о проекте.
Два тренера одновременно и суперамбициозные цели
Постепенно на важных должностях в клубе появились новые люди, что тревожило бобруйских болельщиков. Пришел и новый тренер — россиянин Владимир Ежуров, который до этого работал с «Енисеем», а еще раньше тренировал второй состав «Рубина» и много лет поварился в системе казанского клуба. У специалиста было несколько вариантов — молодежная сборная Узбекистана, клуб российского Д3 под выход в ФНЛ и собственно Беларусь, которую он в итоге и выбрал. Тренер отмечал, что предложение поступило до Нового года, однако какое-то время он не знал, в какой клуб его зовут.
При этом интересно, что некоторое время не расторгался контракт с предыдущим тренерским штабом Виталия Павлова, а их сменщики, похоже, временно работали без официального трудоустройства. Еще более любопытно, что Павлова назначили в межсезонье — еще до прихода россиян.
В начале марта 2016 года небольшую ясность в ситуацию внес и.о. генерального директора клуба Дмитрий Мамонов.
— Они (инвесторы — bel.football) будут заниматься поиском игроков, поддержкой команды, развитием и популяризацией футбола, в том числе и детского. Их вознаграждение будет оговорено в контракте. Есть договоренность, что с их стороны будет также оказана и спонсорская помощь. Но сумму пока не оговаривали. Все финансовые и юридические вопросы решаю только я, без давления со стороны. Партнеры же полностью взяли в свои руки тренировочный процесс, — говорил руководитель.
Цели у новой «Белшины» были амбициозными: победа в Кубке Беларуси и последующий выход в Лигу Европы, а также заход в тройку по итогам чемпионата. Ежуров же был более скромен и осторожно говорил о борьбе за медали. Куда больше тренеру хотелось показывать яркую игру, чтобы привлекать болельщиков на стадион. Владимир считал тогда, что нужно меньше говорить и свою состоятельность доказывать делом.
Немного позже оказалось, что партнеры — это организация «СТМ-Спортменеджмент», одним из руководителей которой и был, соответственно, Сергей Новиков.
— Почему решили помочь «Белшине»? Это клуб с большими традициями в белорусском футболе. В конце 2015 года на контракте у клуба оставались всего два футболиста, не было тренерского штаба. Руководство области и города вышло на нас и предложило сотрудничать. Договор рассчитан на один год с возможностью продления, — говорил функционер.
Помимо Сергея, руководителями организации были Михаил Саутин и Темур Хентуба.
Михаил Саутин, Сергей Новиков и Темур Хентуба
Топовые закупки и «наказать БАТЭ»
В межсезонье в клубе практически полностью изменил состав. Со старого ростера шанс никому толком и не дали, попросив на выход даже многое давших «Белшине» Александра Шагойко и Михаила Горбачева.
Клуб заявлял о ставке на молодежь, но в то же время на просмотр приезжали и футболисты, разменявшие четвертый десяток. При этом, стоит отдать должное, уже к началу сезона «шинники» подписали огромное количество сильных белорусов: Дмитрия Комаровского, Виталия Булыгу, Сергея Концевого, Алексея Гавриловича, Антона Матвеенко, Андрея Хачатуряна, Никиту Букаткина, Павла Гречишко, Антона Амельченко и Михаила Афанасьева.
А также подписали двух россиян: Александра Юшина и Данилу Буранова. Первый сейчас стоит миллион евро на Transfermarkt, а второй еще полгода назад работал спортивным директором в костромском «Спартаке» Никиты Супрановича. Привезли аргентинца Леандро Торреса, камерунца Хенри Белле, на полгода взяли ганца Джоэля Фамейе. Также в аренду приехали два соотечественника Торреса — Матиас Зарагоса и Факундо Самарьян, что стало возможным благодаря сотрудничеству с «Бока Хуниорс».
Новиков признавался, что хотел привезти в Бобруйск сразу восемь легионеров, несмотря на лимит (тогда на поле можно было выпустить максимум четыре небелоруса). По словам Новикова, хотел он это сделать для конкуренции между иностранцами.
Перед стартом сезона «Белшина» организовала пресс-конференцию и презентацию новой команды. Руководители чуть подробнее рассказали о своем появдении, выразили благодарность руководству города, а также заявили, что рассчитывают сделать проект прибыльным благодаря продаже игроков, грамотному менеджменту и еврокубкам. На той же пресс-конференции прозвучала фраза, которую многие не забыли до сих пор.
— Мы хотим наказать и БАТЭ, и «Шахтер», и остальные команды, — заявил тогда капитан команды Виталий Булыга.
Провал на старте и побег Ежурова по семейным обстоятельствам
Итак, «Белшина» получила серьезного партнера с деньгами, собрала один из сильнейших составов в Беларуси и поставила амбициозные цели. Что же было дальше?
Немного настораживала междоусобная война между старым руководством и новым. Спортивный директор Алексей Стольный открыто выражал недовольство приходом инвесторов и заявлял, что не будет плясать под «московскую» дудку. Плюс хейтил решение расстаться со многими работниками клуба. Новиков в долгу не остался и очень резко ответил через журналистов.
— Это все негативные моменты от спортивного директора. Я вообще считаю, что эта должность не нужна. Не вижу результатов работы. Мы без помощи спортдира создали команду, организовали сборы и четко их провели. И чтобы сократить расходы клуба, можно реорганизовать должность. Сегодня она просто не нужна, — заявлял управленец.
Но с результатами не заладилось с самого начала. В первом официальном матче, четвертьфинале Кубка Беларуси с «Нафтаном», «шинники» в гостях добились ничьей 1:1, оставляя неплохие шансы на проход дальше. Премьерный гол в истории новой, инвесторской, команды оформил Джоэль Фамейе. Новополочане сравняли лишь на 85 минуте усилиями Никиты Шугункова.
С точно такими же цифрами на табло, 1:1, команда в первом туре чемпионата неожиданно сыграла с дебютантами лиги «Крумкачамi». Начиналось все здорово, уже на четвертой минуте отличился Александр Юшин, но на 36 равновесие восстановил Евгений Шикавка. Больше голов в поединке не было. Бобруйские фанаты остались недовольны и ближе к концовке противостояния зарядили «не позорьте имя клуба!».
— Есть над чем работать. Не хватает компактности, есть дисбаланс между обороной и атакой. Очевидно, что проходных матчей в чемпионате Беларуси не будет, — комментировал Ежуров.
Но дальше пошло только хуже. В ответном противостоянии Кубка Беларуси, где «Белшина» была явным фаворитом, «Нафтан» удивил и в дополнительное время прошел бобруйчан — 3:1. На 18 минуте прямую красную карточку получил защитник и капитан Олег Карамушка, совершив фол последней надежды и вскоре забил Руслан Теверов. В дебюте второго тайма Антон Матвеенко вернул равенство в счете, но на 79 минуте красную карточку получил Джоэль Фамейе, оставив свою команду вдевятером.
Причем вышло это достаточно глупо: в абсолютно безобидной ситуации Джоэль зачем-то ударил оппонента сзади по ногам. Тем не менее, основное время третий раз в трех матчах бобруйчан завершилось со счетом 1:1. В овертайме «Нафтан» дожал оппонента — еще дважды отличился все тот же Теверов.
На послематчевой пресс-конференции Ежуров повесил почти всех собак на Фамейе.
— Это непрофессиональное отношение к своей работе. Ему еще нужно многому учиться и работать. Случилось это только из-за того, что Фамейе – игрок непрофессионального уровня, у него мышление игрока-любителя, — раскритиковал ганца тренер. Проблемы на старте Ежуров объяснял тем, что сложно построить команду за два-три месяца.
После вылета из Кубка Беларуси последовало и первое поражение в чемпионате — сильнее оказался «Витебск» (0:1). Единственный мяч тогда на 22 минуте забил Артем Соловей. После матча на пресс-конференции Ежуров намекнул о том, что может клуб покинуть, заявив, что ситуация исправится «и не важно, с кем у руля команды: со мной или без меня».
На следующий день в СМИ появилась информация, что тренер уволен. Это подтвердил и сам Ежуров, отметив, что решение было принято еще до игры с «Витебском».
— У меня серьезные обстоятельства — личного характера. Уехал сразу после матча, — говорил россиянин.
Однако даже началось интересное. Новиков заявил, что Ежуров не уволен и даже не писал никаких соотвествующих заявлений. Он просто поехал домой (в Лондон) решить семейные дела.
Вторил функционеру и мэр Бобруйска Андрей Коваленко.
— У Владимира Ежурова действительно возникла необходимость покинуть Бобруйск по семейным обстоятельствам. Его обязанности в настоящее время исполняет Вячеслав Геращенко. Вопрос отставки главного тренера ФК «Белшина» даже не рассматривается, хотя последние спортивные достижения команды оставляют желать лучшего. Я возмущен по поводу того, что некоторые издания уже «уволили» Владимира Ежурова. Если кому-то выгодно нагнетать обстановку – за свои слова поплатятся, — лютовал Коваленко.
Но больше Ежурова в Бобруйске не видели.
— Как мне кажется, просто не было результата, тренер психанул и уехал. А то, что появилась формулировка «по семейным обстоятельствам», — наверное, руководство просто не знало, что делать. Надо ведь что-то говорить, как-то объяснять случившееся, — выдвигал свою версию полузащитник «шинников» Антон Матвеенко.
Возможный Тихонов и три очка до зоны вылета
На место ушедшего Ежурова планировали пригласить легенду московского «Спартака» — Андрея Тихонова.
— Это очень амбициозный человек. Думаю, ему это интересно. Все-таки одно дело быть помощником, а другое – главным. Но все будет зависеть от того, продлим ли мы собственный контракт с «Белшиной». Он истекает в конце года. Если да, то Тихонова продолжительное сотрудничество может заинтересовать, — заявлял Новиков.
Тогда же функционер говорил, что летом команду вновь ожидают изменения. Обещал много шума и пыли. Но…
Первый круг «шинники» завершили на 12 строчке, имея отрыв от зоны вылета лишь в три очка. Временно пришедший на смену Ежурову Вячеслав Геращенко сходу добыл победу над брестским «Динамо» (4:2), далее было очко с «Минском» (1:1), и бой (слово сдержали, выходит) БАТЭ (2:3).
После этого «Белшина» начала свою беспроигрышную серию из четырех матчей: с «Неманом» (1:1), «Ислочью» (3:2), «Славией» (2:2), «Торпедо-БелАЗ» (2:2). А вслед за этим пошли четыре поражения подряд от «Городеи» (0:2), «Шахтера» (0:3), минского «Динамо» (1:2), «Слуцка» (1:2). Завершили круг двумя викториями над «Нафтаном» (1:0) и «Гранитом» (4:0).
А летом летом инвесторы просто ушли. Шума действительно оказалось много, но не совсем того, который ожидали.
— С самого начала у нас очень сложно складывались отношения с клубным руководством — никак не могли найти точки соприкосновения, поэтому и было сложно работать. Когда приходится что-то делать во враждебной среде и когда ты не совсем желанный гость в доме, очень сложно добиться результата. В какой-то момент нас вызвали к руководству города и предложили прекратить сотрудничество. Решили, что так действительно будет лучше для всех: для нас, для клуба, для болельщиков, — комментировал ситуацию Новиков.
Героический второй круг Павлова и огромные долги за аргентинцев
На второй круг вернулся Виталий Павлов, который и должен был тренировать «Белшину», если бы не приход инвесторов. Команда снова очень сильно видоизменилась. Из зимнего усиления остались по сути лишь Александр Юшин и Павел Гречишко. На этом все.
Вполне логично, что новая, молодая команда не выдержала уровень элитного дивизиона. Во втором круга бобруйчане одержали лишь одну победу над «Славией» (2:0), еще добыли пять ничьих, плюс девять поражений. И 15 место, отправившее «шинников» в Первую лигу.
При этом даже после ухода инвесторов клуб долго разбирался с их «работой». В частности, очень много всего на «Белшину» свалилось из-за аргентинца Самарьяна, который пришел из «Боки». В чемпионате Факундо особо ничем не запомнился. В межсезонье травмировал голеностоп, за половину сезона сыграл в девяти матчах, оформил 1+1, а летом, как и российские инвесторы, покинул команду. «Бока Хуниорс» же потребовал за подготовку футболиста 250 тысяч евро — немалая сумма для бобруйчан в любые времена. При этом сам Новиков, фактически приведший футболиста в клуб, себя виноватым никак не чувствовал, перекладывая всю вину на клуб.
— А куда смотрели клубные юристы, когда заключали контракты? Люди не первый год в футболе. Неужели они не видели, что Факундо 20 лет, и он заключает первый взрослый контракт? Можно же было прикинуть, поговорить с нами. Мы бы спокойно связались с аргентинцами и решили бы вопрос. Понимаете, чтобы не было таких ситуаций, в клубе должны работать профессионалы. Юрист должен быть еще и со спортивным образованием. Генеральный директор должен быть с экономическим и спортивным образованием. Впрочем, у Дмитрия Мамонова оно, вроде, есть. Он достаточно грамотный и квалифицированный специалист. Да и собеседник приятный.
При этом Новиков отмечал, что знал о нюансе с компенсацией (СТМ выкупал контракт Самарьяна у аргентинского клуба), но не сказал руководству бобруйчан об этом потому, что у него никто не спрашивал. Да и вообще, по словам менеджера, контрактов с игроками они не видели.
В итоге клуб в том году вылетел, про ситуацию с Самарьяном успешно забыли. Но пришлось вспомнить. Из-за аргентинца команда получила бан на трансферы, но все же после договора с «Бока Хуниорс» о рассрочке с долгом «красно-черные» разобрались.
Работа с «Гомелем», «Динамо» и «Минском»
После ситуации с «Белшиной» Новиков остался в белорусском футболе, но уже и в иной роли. Благодаря хорошим отношениям с боссом брестского «Динамо» Александром Зайцевым функционер пристроил в стан «бело-синих» лидеров бобруйского клуба — Джоэля Фамейе, Леандро Торреса, Никиту Букаткина и Алексея Гавриловича. Отношения Новикова и Зайцева продолжились — вскоре агент привез в Брест Нивалдо, Чиди Осучукву, Дениса Дуарте, Владислава Кужаля, Адриана Аврамию.
В 2017-м агенты принялись за «Гомель». Перевезли туда Нивалдо, привезли африканцев Эванса Адомако, в аренду по протекции взяли Афоаква — никто толком не заиграл. Вскоре благодаря связям с Виталием Булыгой привели игроков в минское «Динамо» — Гиорги Наваловского и Луиша Рошу — на двоих они сыграли за «Динамо» в 20 матчах за все время.
В 2021 Новиков стал близок к «Минску». В том числе из-за него в клубе поменялся главный тренер — Вадима Скрипченко заменил российский тренер Федор Щербаченко. Да и вся селекция стала вестись именно через Новикова. Вскоре и из стана «горожан» функционер пропал. И вот теперь вернулся.
Фото в тексте: Вечерний Бобруйск, fcbelshina.by, dinamo-minsk.by
Автор: Роман Качина