— Виталий, не так часто вы даете интервью. Расскажите, чем вообще занимались последнее время?
— Начну по порядку. После того жизненного поворота, как я ушел из БАТЭ, одно время поработал с Анатолием Юревичем, человеком неординарным и уважаемым в нашем футболе. А через какое-то время под руку подвернулась возможность заниматься торговлей спортивными товарами, в частности велосипедами, представлять у нас в стране один из сербских брендов. Собрав кое-какую информацию об этом деле, решил уйти в эту сторону. И до сих пор в этой профессии. На сегодня мы представляем уже не один велобренд, а несколько. А в товарной линейке появились не только велосипеды, но и другие категории. На данный момент живу этим.
— Почему именно велосипеды, а не, скажем, футбольная атрибутика?
— Повторюсь, что в определенный момент поступило предложение, которым я и решил воспользоваться. Плюс были люди, которые мне на тот момент подсказали кое-какие нюансы в этом деле. Да и в целом спорт, спортивные товары, здоровый образ жизни — мне это дело нравится. Как нравится и то, что появляются новые направления: мототехника, водомоторика, электротранспорт. Потихонечку развиваемся.
— То есть бизнес процветает?
— Скажем так, небольшое дело. Бизнесом это пока назвать рано, он начинается человек от 30 в штате. Нас пока 15. Тем не менее, это дело приносит удовольствие и объединяет хороших людей рядом, если говорить о нашем коллективе.
— А сколько у вас точек?
— Два розничных магазина и склад. На сегодня мы имеем два канала: оптовый и розничный. С недавнего времени открылся второй офлайн-магазин со специализацией на мототехнику, водомоторику, электротранспорт и сервисное обслуживание.
— Где они находятся?
— Велосипеды и электротранспорт — проспект Победителей 84, то есть в ТЦ «Арена Сити». Мото-, водомоторика — Калиновского 6. Там же и склад.
— Часто бываете на этих точках?
— Регулярно.
— Бывало ли такое, что кто-то зашел за велосипедом, увидел вас и удивился? Все-таки не каждый день Виталия Родионова встретишь…
— Случается периодически. Более того, есть постоянные клиенты, которые приветствуют при встрече.
— Бывшие партнеры по командам в постоянных клиентов не превращались?
— Да, обращаются ребята. И партнеры по команде, и коллеги по цеху. Из недавнего Максим Скавыш, Сергей Яромко, Валера Фомичев заезжали.
— То, что такие известные по нашим меркам футболисты покупали товары, помогает в развитии?
— Специально в футбольных кругах я свой магазин никак не обозначал, здесь скорее работает сарафанное радио, что более приятно и ценно.
— Ранее вы пробовали себя в роли футбольного агента. Как сложились дела на этом поприще?
— Я сторонник позиции, что лучше попробовать чем нет. Этим делом я занимаюсь в партнерстве, так как на все бы просто не хватило времени. Есть несколько молодых ребят, которых мы ведем и помогаем на этапе становления строить свою карьеру.
— Были ли иные варианты работы в белорусском футболе? Может, то же «Торпедо-БелАЗ» вас звало…
— Возможно, какие-то предложения и были, уже и не вспомню. Так, чтобы дело дошло до конкретного диалога, деталей — нет. После того, как расстался с «Энергетиком-БГУ», сидеть на стуле и жаловаться на жизнь уж точно не хотел. Благодаря знакомствам в футболе, один из сербских знакомых предложил то направление, о котором говорили выше. И я достаточно быстро впрегся. Повторюсь, может и были какие-то наброски предложений, но раз я их не помню, то сами понимаете...
— Насколько вы в целом сейчас погружены в белорусский футбол? Год назад говорили, что особо за ним не следите…
— Краем глаза. Лишь благодаря тому, что имею определенную роль в виде ведения футболистов. Стараюсь за ним следить.
— Думается, даже не особо следя за нашим чемпионатом, трудно не знать о лидере лиги — «МЛ Витебск». Удивляет ли вас, что команда идет на первом месте?
— В первую очередь, там собрался хороший коллектив футболистов и тренеров. Были, может, перед стартом сезона определенные сомнения относительно того, сможет ли команда создаться за такой малый промежуток времени, все-таки очень много игроков новых к ним перешло. Отмечу и молодого тренера Александра Шагойко, которому с самого начала попался такой коллектив, которым нужно управлять… Здорово, что в нашем виде спорта появился еще один хороший тренер. Этому стоит порадоваться. И за наш футбол в общем, и за «МЛ Витебск», и Шагойко в частности.
— Не дискредитирует ли наш чемпионат тот факт, что команда, только-только вышедшая из Первой лиги, может стать чемпионом?
— Деньги в спорте — это одна из самых важных составляющих. В Англии появился «Манчестер Сити», который тоже практически сходу стал чемпионом. Но это же не говорит о дискредитации их чемпионата. Все зависит от размера вложений. Деньги — основной ресурс в футболе, который позволяет добиваться результата. Вряд ли это является для кого-то новостью,
— Ранее вы были связаны с букмекерской компанией «Макслайн», являлись его амбассадором. Никак проекту МЛ не предлагали помочь? Место нападающего закрыть? :)
— Нападающим я уже наигрался :). И уже забыл про это. Всему свое время. Думаю, что решение о выходе из активного спорта я принял вовремя.
— Может, где-то продолжаете порой в футбол играть? Любительская лига какая-нибудь, или просто, грубо говоря, «мужиками собраться»?
— Да, у меня есть два коллектива, куда я прихожу и, назову это так, проветриваю голову, поигрываю. Развлекаюсь. Но это не основное, благодаря чему стараюсь поддерживать форму. Нравится разнообразие в активностях.
— В прошлом году вы говорили, что попадание наших клубов в основной раунд еврокубков — сродни чуду. Что скажете про нынешний сезон?
— Это было сказано в том контексте, что наши клубы на тот момент давно не проходили в основной раунд. Все должно быть постепенно. Каждый пройденный раунд в квалификации ложится плюсом в багаж еврокубкового опыта, что будет позволять рассчитывать на участие в основном раунде, шаг за шагом. В этом году один раунд, в следующем два. Главное, чтобы была динамика. Конечно, бывают такие единичные случаи, когда звезды складываются и на финише мы получаем отличный результат. Так было в 2008, когда БАТЭ вышел в группу. Тогда получилось этот опыт развить, это основная заслуга клуба. Сейчас — положение у наших команд во многом схожее.
— Недавно во главе федерации Николая Шерстнева сменил Евгений Булойчик. Пересекались ли с Николаем Николаевичем ранее?
— Нет, не удавалось. Да и не особо понимаю, где бы мы могли пересечься.
— Понимаю, что сейчас за нашим футболом вы не особо следите, но, может, у вас есть свое мнение об этой ситуации?
— Подчеркну, что в целом за футболом мало слежу, не только за нашим. Да и вообще от спорта далек. Слишком много времени уходит на другие вопросы. Что касается перемен в АБФФ, то жизнь покажет, пойдет это в плюс или минус. Ранее только краем уха слышал о разногласиях главы федерации с Министерством спорта. На этом фоне хочется пожелать, чтобы люди, которые принимают решения, работали сообща.
— В целом, как вы считаете, белорусский футбол сейчас прогрессирует? По сравнению с тем, что было, скажем, три года назад?
— Жизнь устроена так, что все постоянно эволюционирует. В том числе и наш футбол. Не сомневаюсь, что игроки нового поколения более современны с точки зрения подготовки: как физической, так и тактической. Вопрос лишь в том, каковы эти темпы развития относительно других стран. Момент в том, не быстрее ли нас развиваются те страны, что ранее были позади?
Кстати, с точки зрения развития спорта мне всегда нравились сербы. Всегда внутренне ставил вопрос: благодаря чему там на регулярной основе появляются спортсмены-звезды? Да и команды тоже успешные. В связи со своим занятием появлялась возможность побывать в Сербии, посмотреть. И не могу сказать, что Беларусь с точки зрения экономического и социального уровня уступает в чем-то. Более того, я уверен что живем мы лучше. Но что касается спорта, мы очень сильно проигрываем нашим сербским друзьям. Почему друзьям? Всегда говорю, что из всех европейцев мне наиболее комфортно именно с сербами.
— В БАТЭ было много сербских легионеров. Никогда им этот вопрос не задавали?
— Здесь нужно копать глубже. Да и это будет мнение отдельно взятых людей, а не системное. Здесь нужно понимать специфику общества, почему у них это получается, а у нас нет.
— Так понимаю, с этими самыми сербскими легионерами отношения у вас отличные :).
— Шикарные! До сих пор периодически созваниваемся, списываемся, вспоминаем былые времена. Недавно прилетал по своим делам Боян Дубайич, с которым мы тоже тепло встретились, пообщались. Поддерживаем связь.
— Сейчас играет новое белорусское поколение. Чем оно отличается от вашего?
— Думаю, оно стало более профессиональным. Во всяком случае, мне так кажется, что оно больше следит за собой, чем спортсмены моего времени. Возможно, молодые футболисты сейчас больше сконцентрированы на себе как на личности, мы же больше общались коллективно. Это касается и каких-то посиделок, и в целом вопросов досуга.
— Есть сейчас в Беларуси несколько молодых футболистов. Как считаете, может ли кто-то из них блеснуть в Европе?
— Так, чтобы кто-то сейчас сверкал настолько, что стало понятно: это будущая звезда… Такого не замечаю. При условии если мы с вами говорим про топ-клубы. Но будем откровенны, это в целом редкий случай для нашей страны. Я, правда, повторюсь, не слишком погружен в процесс наблюдения, отчего, возможно, кого-то не заметил. Очень часто успеху, прорыву в будущем способствует случай. Тренер, отдельно взятый матч, или серия игр, которые попадают скауту… Будем надеяться, что такие ребята у нас появятся. Это было бы на пользу всем нам.
— Не могу не спросить про БАТЭ. Каково это, наблюдать за происходящим в клубе, которому отдали столько времени?
— Мне сложно что-то говорить по ситуации, поскольку давно не вовлечен в процесс внутренней жизни, мне неизвестны многие нюансы. А неприятно это тем, кто, в первую очередь, трудится там сейчас. У меня же, к сожалению, сейчас другая жизнь. Да, неприятно, но с этим ничего не поделать. Хочется лишь надеяться на то, что цикличность жизни приведет нас к тому, что у БАТЭ будет новый виток развития. И клуб вернется на те места, на которых был еще совсем недавно.
— Давайте пофантазируем. Если ваше дело вырастет до очень серьезных масштабов, у вас появится серьезный капитал, — поможете БАТЭ?
— Конечно, будь возможность и желание у всех сторон... Всегда подчеркивал, что БАТЭ — это важный этап в моей жизни, благодаря которому я сформировался не только как спортсмен, но и человек. Там я повстречал множество замечательных людей, со многими из которых успешно работал не один год. В целом, с удовольствием бы посотрудничал при условии, что такая возможность появится.
— К слову, как часто вообще разговариваете с бывшими футболистами БАТЭ, с которыми играли в одной команде?
— Периодически общаемся, да. Так, чтобы тесно, уже ни с кем. Но по возможности, если возникают какие-то вопросы, или пересекаемся в общих компаниях, то с удовольствием общаемся. Бывает, что мне звонят по какому-то вопросу, иногда я. Со многими сохранились теплые отношения.
— С Андреем Капским давно последний раз общались?
— В этом году ездил с другом на одну или две игры БАТЭ. И там, в подтрибунке, парой фраз перекинулись. Но содержательной беседы не было. Поинтересовались, как друг у друга дела, не более.
— И как же у Андрея Капского дела?
— Думаю, лучше него самого об этом никто не расскажет.
— Чуть-чуть предлагаю вспомнить ваш период в БАТЭ. Есть ли матчи, которые вы порой пересматриваете? Может, обзоры какие?
— Вообще ничего. Бывает, кто-то скинет какие-то эпизоды, тогда просматриваю. Но сказать, что я утопаю в воспоминаниях — такого нет. К сожалению, это уже было, и было давно. Сейчас фокусировка идет на других вещах, проблемах, вопросах, которые решаются в настоящее время.
— Немало вы поиграли в еврокубках, поездили по городам. Где вам больше всего понравилось?
— Будапешт, Лондон. Это то, что я видел. Но оценил их уже тогда, когда не играл, а был в клубной администрации. У меня было на несколько часов больше, чем у действующего футболиста, чтобы прогуляться.
— А если смотреть по стадионам?
— Уэмбли и… Уэмбли :).
— Против кого из грандов было тяжелее всего?
— Как я понял из игры, «Барселоны». Но ни разу против этой команды я так и не появился на поле. Со мной — «Реал». На удивление, сильно не удались матчи с донецким «Шахтером». «Порту», «Бавария». Эта пятерка — самая мощная..
— А если брать защитников?
— Когда постоянно в этом варишься, то тяжело выделить. А так мне запомнился Рамос. Может, по той еще причине, что это был один из наших первых соперников такого масштаба, в том числе и против защитников такого уровня.
— Оглядываясь назад. Можно ли сказать, что сейчас вы довольны своей жизнью?
— Абсолютно. Более того, она стала гораздо более разносторонней. Стало гораздо больше проблем, вопросов, которые требуют постоянного вмешательства, но стало интереснее.
— Какие-то новые хобби, увлечения появились?
— Нет. В какой-то степени меня это даже пугает, потому что какое-то увлечение должно быть. Но на сегодняшний день ничего не могу выделить.
— Но ваша нынешняя работа ведь тоже своего рода увлечение…
— Да, ее можно и так назвать. Но она в том числе связана с регулярными стрессом, переживаниями. Поэтому увязать это в одно русло с хобби не смогу. Все-таки это работа.
Фото в тексте: личный архив Виталия Родионова
Автор: Роман Качина