08 июля в 08:40 • Материал дня

«Пропущенные полгода считаю во многом положительным периодом». Березкин — о тяжелой травме и возвращении

Поговорили с футболистом о том, как прошли его шесть месяцев вне футбола.

Зимой этого года полузащитник Евгений Березкин перебрался из «Кызыл-Жара» в «Елимай», но в официальных поединках за команду из Семея до сих пор не сыграл. Причиной этому стал разрыв передней крестообразной связки колена, полученный еще на первом зимнем сборе в Турции. Полгода Евгений провел на реабилитации, а сейчас постепенно входит в тонус и работает с коллективом на поле.

Михаил Кротов пообщался с Березкиным о тяжелейшей травме, долгом восстановлении и опыте, полученном за шесть месяцев вне игры.

— Евгений, недавно вы вернулись к тренировкам в общей группе после длительного перерыва. Какие эмоции испытали, когда вновь надели бутсы и вышли на газон?

— Только положительные! С первого дня реабилитации ждешь этот момент, думаешь о скорейшем возвращении в команду. Сейчас ощущаю исключительно позитивные эмоции. Когда пропускаешь длительное время, все это пропускаешь через себя в двойном размере. Очень рад возвращению в процесс.

— Как встретили одноклубники из «Елимая»?

— Какое-то время я и до этого работал с командой, только процесс носил индивидуальный характер. А так, со всеми ребятами находился в контакте, присутствовал в раздевалке. Приятно, все были рады меня видеть на поле. Футболисты «Елимая» отлично встретили. Естественно, провели через традиционный коридор :). Немного попинали меня, побили — а затем я приступил к тренировке. Все как обычно, в принципе.

— И как проходила первая тренировка?

— Кайфовал, по-другому не могу сказать! Тяжело, когда столько пропускаешь из-за травмы, полгода сидишь один и не видишь команду. Твои будни в этот период — бесконечная, многочасовая работа в зале. По пять-шесть часов тягаешь железо, все однообразно.

Конечно, приятно возвращаться на поле и снова находиться в коллективе. Классно, когда снова есть возможность поработать с мячом и сыграть в квадрат. Постепенно втягиваюсь в процесс, все отлично.

— Давайте вспомним, как случился тот самый разрыв связки.

— Обычный момент: простое перемещение, хотел отобрать мяч. Неудачно поставил ногу, и колено среагировало. Связываю это с тем, что на четвертый день работы с «Елимаем» мои мышцы были еще не до конца адаптированы к тренировкам и полям. Понятно, что в отпуске ты самостоятельно занимаешься в зале — но все равно без игровых упражнений, футбола в достаточном количестве нет. И в момент, когда я получил разрыв, шел процесс адаптации организма к нагрузкам. Получается, мышцы и сустав не выдержали. Но это случается со всеми, причем очень часто. Достаточно вспомнить примеры Карвахаля в «Реале» или Родри в «Манчестер Сити». Перечислять можно бесконечно, разрыв крестообразных связок — травма крайне распространенная. Сказать, почему и как она происходит, невозможно. Никто не застрахован от этого, к сожалению.

— Какая мысль проскочила в голове, когда узнали диагноз?

— Знаете, это была моя первая серьезная травма. В моменте просто услышал щелчок в колене. Мысли были о том, чтобы просто все обошлось. Пусть это и был бы надрыв связки или мышцы — мысли были о лучшем. До последнего надеешься, что все обойдется и будет хорошо. Рассчитываешь на то, что проведешь на восстановлении месяц-два — но не полгода. Но случилось так, как случилось. Это уже пройденный этап, стараюсь не думать о прошлом и смотреть только вперед.

— Как проходил ваш обычный день на реабилитации?

— К восьми утра приходил в реабилитационный центр, далее по плану шли терапия и процедуры. На колено мне давали холод с помощью специального устройства Game Ready, проводили электро- и магнитотерапию. Много разных восстановительных процедур в совокупности с тяжелой работой в тренажерном зале — как-то так проходил мой обычный день на реабилитации, с восьми утра до пяти вечера. Занимался по четкой программе, все выполнял качественно и добросовестно.

— Восстановление проходили в Минске или за рубежом?

— Весь процесс проходил в Сербии. Операцию мне сделали там, реабилитация была там же. Все это время я находился под наблюдением специалистов. Закачивал мышцы, каждое задание было по-своему тяжелым. Во-первых, нужно было восстановить объем мышц, который потерялся после операции. Во-вторых, имелась необходимость возвращать в мышцы силу — от этого и многочасовые тренировки в зале, работа с железом.

— Железо железом, но никакой зал не заменит футболисту поле и мяч. Не ловили себя на негативных и депрессивных мыслях во время пахоты в «тренажерке»?

— Нет, с первого дня настроил себя на то, что придется непросто. Я не первый, кто столкнулся с разрывом крестообразных связок и последующим восстановлением. Так что сразу оттолкнул от себя все негативные мысли и не дал депрессии ни малейшего шанса. С позитивом приступал к каждой тренировке и процедуре, надеялся на скорейшее возвращение на поле.

Пообещал себе, что с каждым днем буду работать все усерднее и приложу максимум усилий для того, чтобы вернуться еще сильнее. Знал, что настанет день, когда я снова выйду на газон и коснусь мяча. А если загонять себя в депрессию на реабилитации, то само восстановление затянется на еще более длительный срок. Да и какой смысл настраивать себя на негативный лад? Это — путь в никуда.

— Общались ли на тему восстановления с футболистами, которые перенесли такую же травму?

— Да, общался с ребятами, которые прошли через это. Уточнял некоторые нюансы. Не советовался с ними по поводу упражнений, так как буквально со второго дня реабилитации работал в зале под наблюдением специалистов. Они знают, как и что нужно делать. Мне оставалось только приходить и выполнять заданное.

А так да, всегда разговаривал со знакомыми, которые перенесли разрыв крестообразных связок. Интересовался их самочувствием после операции, ходом восстановления.

— Можете ли назвать прошедшие полгода самым тяжелым временем в своей карьере?

— В физическом плане да, этот этап вышел самым трудным. Все-таки до этого никогда не работал в зале в таком количестве, не проводил по пять-шесть часов с железом.

Трудности случаются в карьере любого футболиста. Бывают плохие матчи и тренировки, где ты тоже переживаешь. В психологическом плане всегда старался держаться на позитиве, думать только о хорошем. Да и в целом, проведенную реабилитацию могу отметить со знаком «плюс» для себя. Узнал, что могу работать в огромном объеме, и организм способен выдерживать такие нагрузки.

Теперь присутствует лучшее понимание того, как нужно готовиться к тренировкам и правильно восстанавливаться после них. Поэтому полгода, пропущенные из-за травмы, во многом считаю положительным отрезком для себя.

— Весь процесс восстановления проходил в Сербии. Не возникало желания просто уехать домой, отключиться от всего этого и не думать ни о чем?

— На самом деле нет, ведь там были великолепные условия для реабилитации и тренировок. Хороший зал, квалифицированные реабилитологи и тренеры, замечательные люди. Плюс вместе со мной восстановление проходили и другие футболисты, поэтому в зале всегда было весело и интересно. Позитив, смех, общение, плюс семья ко мне приехала — в общем, не видел поводов для грусти. Время в Сербии получилось насыщенным и полезным для меня, поэтому о поездке домой не думал.

Понятно, что по Родине и дому ты всегда скучаешь, но на тот момент все мои мысли были направлены на реабилитацию и скорейшее возвращение на поле. Понимал, что этот этап нужно пройти по максимуму, с умом использовать каждую возможность.

— Из «Елимая» звонили, интересовались делами?

— Да, врач и реабилитолог команды раз в две-три недели звонили или писали. Спрашивали, как здоровье и самочувствие. Писали слова поддержки, старались подбодрить меня. Некоторые одноклубники тоже интересовались, как у меня идут дела. Всегда находились на связи, тут никаких проблем.

— В Сербии успели заглянуть на футбол или хотели отключиться и не думать о нем?

— Посещали мысли походить на матчи «Црвены Звезды» или «Партизана» в Белграде. Все-таки это команды топ-уровня, выступают в Европе. К тому же во время моего нахождения в сербской столице проходило дерби между этими командами, хотелось туда попасть и прочувствовать всю эту атмосферу. Но после ежедневных изнурительных тренировок и многочисленных процедур где-то уже банально не хватало сил на то, чтобы сходить на стадион в качестве зрителя. После тренировок проводил время с семьей, гуляли по городу и отдыхали.

— Травму получили в Турции, восстанавливались в Сербии — а в Семее, где базируется «Елимай», успели побывать?

— Да, где-то спустя три с половиной месяца вернулся в Семей, прохожу здесь дальнейшую реабилитацию. Нахожусь с командой на базе, постепенно погружаюсь в процесс.

С футболистами «Елимая» быстро нашли общий язык, все-таки не первый день в деле. Против кого-то играл, а с кем-то выходил на поле в составе одной команды. Поэтому плюс-минус с большинством ребят был знаком, влиться в коллектив не составило труда. Мне нравится в «Елимае». Стараюсь выполнять все для того, чтобы скорее помочь ребятам на футбольном поле. Все отлично!

— Уже разговаривали с тренерским штабом «Елимая» насчет вашей роли в команде?

— Еще до получения травмы в Турции поговорили с Андреем Карповичем, когда я подписывал контракт. Все обсуждали, но не думали, что мое восстановление затянется на полгода. Понимаю, какой футбол хочет видеть в нашем исполнении главный тренер. Мне нужно будет лишь выходить на поле и показывать свой максимум. Главное — постепенно набирать форму и двигаться шаг за шагом.

— И как вам работа под руководством Карповича?

— Думаю, каждый тренер хочет видеть качественный футбол в исполнении своей команды — чтобы футболисты не мучились, а играли в удовольствие и старались по максимуму. Карпович настраивает футболистов «Елимая» на четкое выполнение тренерской установки, грамотную коммуникацию на поле. Тренерский штаб всегда анализирует каждого соперника детально, доводит всю информацию игрокам.

В целом, мне все нравится. Плюс ко всему, Андрей Владимирович сам поиграл в футбол на хорошем уровне, да и как тренер добивался определенных результатов. Интересно работать и, дай Бог, все у нас получится.

— А еще в тренерском штабе «Елимая» трудится белорус Валерий Каршакевич. Проще ли футболисту, когда рядом есть соотечественник?

— Мы с ним и до моего перехода в «Елимай» общались. Да и среди футболистов есть те, с кем я играл в одной команде и те, против кого выходил на поле. Так что никаких барьеров нет, все нормально. Местный менталитет мне знаком, все-таки уже третий год выступаю в Казахстане.

А с Валерием как общались до этого, так и сейчас хорошо общаемся.

— Как вам город Семей?

— Я сам по себе такой человек, который старается не зацикливаться на городе. Не особо интересуюсь тем, что там есть и куда можно сходить. Как ни крути, футбольная жизнь — это постоянные переезды и перелеты, база и тренировки. Думаешь в основном об этом, на остальное уже внимания не обращаешь. А так, все для нормальной и комфортной жизни в Семее есть. Семья здесь, рядом со мной. Поэтому все устраивает, все отлично.

— В вашей карьере в свое время был легионерский этап в латвийской «Лиепае». Можете сравнить его с пребыванием в Казахстане?

— Любой отъезд за рубеж дает тебе новый опыт — как в футбольном, так и бытовом плане. Чемпионаты отличаются. Например, в Латвии было десять команд — а в Казахстане в чемпионате участвует 14 клубов. Плюс ко всему, Казахстан — огромная страна, где на большинство матчей приходится добираться самолетом или длительными переездами. А в Латвии все поездки проходят на автобусе, как и в Беларуси.

В КПЛ чуть выше уровень конкуренции, больше команд ставят перед собой цель выйти в еврокубки. В Латвии за попадание в Европу всегда ведут борьбу три-четыре команды, а в Казахстане конкуренция выше. Шесть-восемь участников Премьер-лиги могут претендовать на медали и европейскую арену.

— Какие задачи стоят перед «Елимаем» на предстоящий сезон?

— Они всегда высокие — неважно, в какой команде ты выступаешь. Есть клубы, которые исторически конкурируют за высокие места в чемпионате. А есть те, кто ставит перед собой задачу удержаться в лиге и не вылететь. У клубов, их руководителей и болельщиков всегда присутсвуют амбиции. Внутри «Елимая» чувствуется настрой и желание добиваться максимальных результатов.

— Сейчас отголоски травмы беспокоят?

— Конечно, определенные ощущения присутствуют. На протяжении года после операции колено чувствуется, будто не свое. Связка на другом колене чувствуется иначе. От этого никуда не денешься. Главное, что глобальных проблем и болевых ощущений нет. После тренировок нет отеков и болей, что очень важно. Тренируюсь, все нормально. Шаг за шагом повышаю нагрузку, хочу прогрессировать.

План на сезон у меня один: набирать форму после долгого отсутствия, развиваться и идти только вперед. Приложу максимум стараний и усилий для того, чтобы вернуться в кондиции и помочь «Елимаю». Предъявляю к себе максимальные требования.

— В свое время вы выступали в составе БАТЭ, застали времена участия «желто-синих» в еврокубках. Не больно ли смотреть на то, что сейчас происходит с клубом?

— Понятно, что даже для далеких от футбола людей БАТЭ — имя, которое знают далеко за пределами Беларуси. Когда говоришь это слово, на ум сразу приходят ассоциации с чемпионствами страны и громкими победами на евроарене. Достаточно вспомнить, кого привозил БАТЭ в Беларусь.

Да, уже который год нет того клуба, который был раньше. У многих топовых команд бывают сложные периоды, через которые стоит пройти и стать еще сильнее, сделать определенные выводы. Возможно, где-то финансирование не позволяет клубу жить как раньше. Да и не стоит забывать о смене поколений. На место опытных футболистов, поигравших на высоком уровне и повидавших еврокубки, должны приходить молодые и голодные до футбола пацаны. Молодежи тоже нужно время, чтобы выйти на определенный уровень.

Хочется, чтобы рано или поздно БАТЭ вернулся на прежний уровень. Стоит просто перетерпеть этот непростой период. Уверен, настанет время и «желто-синие» вернутся на вершину.

— Завершился первый круг Высшей лиги, на первом месте с большим отрывом идет витебский МЛ. Скажи вам в марте, что дебютант лиги будет лидировать в лиге после первой части сезона, поверили бы?

— То, что МЛ будет возглавлять таблицу, точно бы не поверил. Редки случаи, когда команда-дебютант сходу заявляет о себе и занимает лидирующие позиции. Да еще и с таким солидным отрывом.

МЛ шаг за шагом идет к своей цели, приглашает качественных футболистов, обладает грамотным тренерским штабом. Сейчас не удивлен тому, что «гуси» идут на первом месте. До начала сезона ожидал, что они будут высоко — но не думал, что на лидирующей позиции с серьезным отрывом. У клуба есть должное финансирование, четкая цель и задачи. Команда развивается, шаг за шагом идет к своей мечте и хочет сотворить историю. Могу только пожелать МЛ успехов, они молодцы!

— А от кого в этом сезоне ждали большего?

— Честно говоря, белорусский чемпионат уже давно выровнялся. Нельзя сказать, что в Высшей лиге есть явный фаворит и аутсайдер. У каждой команды бывают как хорошие времена, так и сложные периоды. В футболе происходит разное, большую роль играет удача и везение. Любая команда может обыграть любую, все могут отобрать очки друг у друга. В этом нет ничего удивительного.

— На днях белорусские клубы стартуют в квалификации еврокубков. На ваш взгляд, кто из нашего квартета может по-хорошему выстрелить?

— Буду следить за этими поединками, постараюсь посмотреть все. Хочется, чтобы у наших клубов все получалось на европейской арене. Сложно сказать, у кого получится отличиться. Это футбол, тут все возможно. В определенный день при определенных обстоятельствах фарт может быть на стороне наших ребят. В любом случае, надо настраиваться на положительный результат и верить в успех. Будет интересно посмотреть.

Хочется, чтобы белорусские клубы прошли по турнирному пути как можно дальше и, дай Бог, попали в групповой раунд еврокубков. Желаю всем нашим участникам огромной удачи.

— Понятно, что большой отрезок вы пропустили и сейчас только возвращаетесь в игру. Но все же, мысли о национальной сборной посещают?

— Как вам сказать… Знаю, что тяжеловато мне попасть в сборную Беларуси. Не знаю, по каким причинам не удается меня вызвать. Пару раз меня хотели видеть в расположении, но что-то не получалось.

Как будет, так будет. Одному Богу известно, что нас ждет впереди. Сейчас все мои мысли направлены на возвращение в игру, а как сложится дальше — время покажет.
 
Фото в тексте: fcelimai.kz, fcqyzyljar.kz
Автор: Михаил Кротов

Читайте также

МЛ по-прежнему непобедим, БАТЭ опускается все ниже, а «Неман» и «Ислочь» устроили баттл. Итоги 15 тура Высшей лиги

07 июля 17:09 • Высшая лига

«Представления о «Работничках» прям хорошего нет». Нечаев о победе над «Молодечно» и стартующем евротуре

07 июля 12:54 • Высшая лига

«Я немножко весь в крови, но это рабочий момент». Рядовой матч Д2 превратился в побоище

07 июля 09:09 • Первая лига

Проверку андердогом не прошли: «Арсенал» дома споткнулся о «Нафтан»

06 июля 20:45 • Высшая лига

Капский отказал в комментариях и уходил со стадиона последним. Бэкграунд антирекордного матча БАТЭ

06 июля 17:23 • Высшая лига

«Ситуация достаточно сложная. Но мы из нее выходим». Змитрович — о долгах «Юни Икс Лабс» и настроении в команде

06 июля 10:04 • Первая лига

Больше материалов

© bel.football  2023 — 2025