На недавнем чемпионате Европы по футбольному фристайлу Беларусь не осталась без своего представительства. Одной из участниц турнира стала 26-летняя минчанка Ольга Миролюбова — девушка, которая уже давно занимается необычным видом спорта, выступает в европейских соревнованиях и бывает частым гостем на мастер-классах и футбольных ивентах. Финишировала Ольга на шестом месте, немного не дотянув до прохода на чемпионат мира.
Ольга активно ведет соцсети, в которых размещает видео со своими трюками и знакомит аудиторию с не самым типичным для наших реалий видом спорта.
Михаил Кротов пообщался со спортсменкой о ее профессиональном пути, проблемах футфристайла в Беларуси и многом другом.
— Недавно ты вернулась с чемпионата Европы по футбольному фристайлу. Расскажи, как все прошло?
— Где-то в феврале появилась информация о том, что начинается прием заявок на чемпионат. В этом году местом проведения выбрали Ниццу. Каждый фристайлер мог подать заявку, нужно было только оплатить стартовый взнос. Пять человек из Европы проходят на мировое первенство. Ну и я стала шестой.
— Не смогла вскочить в последний вагон.
— Ну да. Хотя уже на баттле за пятое место понимала, что шансы где-то 50 на 50. Либо показываю себя на все сто процентов, либо пролетаю и жду еще год. К сожалению, не хватило смелости и уверенности, чтобы показать свой максимум.
Конечно, немного поплакала после, но сильно не расстраивалась. Буду интенсивнее тренироваться в межсезонье и в следующий раз приеду более сильной!
— Ты упомянула про взнос для участия в европейском первенстве. И дорого ли выходит все это удовольствие?
— 25 евро с человека. Правда, питанием, проживанием, визами и проездом каждый участник занимается самостоятельно. А на мировом первенстве все эти расходы на себя берет оргкомитет, федерация.
— Поездка в Ниццу — не первое участие в европейских соревнованиях для тебя.
— Да, в прошлом году я также должна была принимать участие в чемпионате Европы. Проходил он в польском Сопоте. Но за день до соревнований я получила травму. А через какое-то время я участвовала в открытом чемпионате мира.
— Что случилось в Сопоте?
— Несчастный случай, назовем это так. И, кстати, тогда я по-настоящему расстроилась. Даже не получила шанс показать себя. Было очень стыдно перед родителями, сестрами, молодым человеком и его родителями — ведь они все собирались смотреть мое выступление, поддерживать меня. И тут я звоню и сообщаю, что на турнире не выступлю.
Готовилась к поездке в Польшу долго. Упорно тренировалась, решала визовые вопросы, взяла на работе за свой счет. И получилось вот так... Для меня это стало реальной трагедией. Мало того, что не выступила — еще и осталась без тренировок на полтора-два месяца из-за повреждения.
— Обычно после такого люди ломаются психологически.
— Думаю, не мой случай. Наоборот, съездила и пообщалась с фристайлерами из Европы, посмотрела на уровень. Для меня все это стало мотивацией на еще бОльшую работу.
— Не так много мы знаем о твоем виде. Из каких европейских стран спортсменки находятся на топ-уровне?
— Чаще всего в числе фаворитов оказываются девчонки из Англии, Франции, Польши. Кстати, на мировом уровне они тоже показывают себя с лучшей стороны. Нельзя не отметить Японию. Там футбольный фристайл развит максимально хорошо, местные девчонки очень сильны. Много девушек фристайлеров в Южной Америке, а в Северной из сильных можно вспомнить только одну спортсменку. Из Африки на мундиаль выходят один мужчина и одна женщина — это является ярким показателем того, что у них слабый континентальный чемпионат. Из той же Европы на мир едут пять мужчин и пять женщин.
— Давай подробнее про поездку во Францию. Как проходил твой день в Ницце?
— Приехала туда за три дня до старта соревнований, чтобы немного адаптироваться и понять, что это вообще такое. До турнира особо ничего не чувствовала. Ходила тренироваться, ездила на море. Отдохнуть ведь тоже надо! В день соревнований напряжение чувствовалось, но на самой сцене ты уже включаешься в работу и полностью сконцентрирован. На check-in пришло полное понимание того, что проходит квалификация.
Не могу сказать, что чемпионат Европы стал каким-то большим мероприятием. Связываю это с тем, что организаторы соревнований выбрали не самое удачное место проведения. Оно, на мой взгляд, было закрыто от всего мира. Не было такого, что проходящие мимо люди могли остановиться и посмотреть. Присутствовало ощущение того, что находишься на закрытом мероприятии. Случайно туда не попадешь, но если знал о проведении турнира — welcome :). В том же Сопоте в прошлом году сцена стояла прямо около набережной, посмотреть на выступления пришло огромное количество людей. В Ницце такого, к сожалению, не было.
— Приехала на Европу, а выступала в камерной атмосфере.
— Да, так и есть. Сказала бы, что собралась с другими футбольными фристайлерами потренироваться, посмотреть на их выступления. Зрителей можно было посчитать по пальцам.
— Есть ли на турнирах по футбольному фристайлу призовой фонд?
— Призы есть — привычные нам кубки, медали и грамоты. А призовой фонд... точно не могу сказать. Мне кажется, на Европе его просто не было. Тут все зависит от организаторов соревнований. Например, буквально сразу после чемпионата Европы во Франции прошло местное первенство, и там призовой фонд был предусмотрен.
— Насколько трудно тебе было сконцентрироваться на соревнованиях, когда совсем рядом Лазурный берег и живописные пляжи?
— Старалась выдерживать баланс! Тренироваться ходила с утра, как можно раньше. Потом успевала съездить на море, или в то же Монако. Хотелось и саму Ниццу посмотреть. Невозможно не найти возможность насладиться той страной, куда приехал выступать. Так что старалась по максимуму посмотреть, отдохнуть. Но и про то, зачем приехала, тоже не забывала. А если думать об одних только соревнованиях, то банально поедет крыша.
— Между участниками чемпионата витали напряжение и дух соперничества, или все были расслаблены и общительны?
— Сложно сказать. Я жила вместе с двумя другими участницами турнира, взаимодействовали мы абсолютно нормально. Благо, у нас не было баттлов между собой :). Я не получала негатива с их стороны, а они не получали с моей.
Понятно, что все по большей части общаются с участниками из своей страны. В этом плане чувствовала себя немного одиноко, так как из Беларуси была только я и еще один человек. Большой поддержки не было. У той же Франции с этим дело обстояло иначе. Местные зрители вели себя нагло, с вызовом. У меня был баттл с француженкой за пятое место, и болельщики в Ницце очень сильно акцентировали внимание на любой моей малейшей ошибке — кричали, гудели. Психологически это сложно. Стоишь на сцене и понимаешь, что подавляющее большинство настроено против тебя.
— Как ты отметила, участников из Беларуси на европейской арене в футбольном фристайле мало. Почему так? Может, вид недостаточно развит и популярен в нашей стране?
— Честно говоря, уже давно задаюсь этим вопросом. Мне кажется, что лет пять назад футбольный фристайл был лучше развит. У нас работала не одна школа, специализирующаяся на этом виде. Одну из таких посещала и я. А сейчас новых футбольных фристайлеров в нашей стране будто и нет — от слова совсем. Те, кто занимался раньше — те и продолжают. А нового поколения пока нет. Не знаю, с чем это связано. Возможно, из-за отъезда многих тренеров по футбольному фристайлу за границу.
— А внутренние турниры у нас проводятся?
— Не проводятся за неимением достаточного количества участников. В свое время в Беларуси проводились республиканские соревнования и спортсменов собиралось много. Последний турнир прошел в столичном Dana Mall в июле 2022 года. Тогда очень много людей, просто проходивших мимо, останавливались посмотреть на выступления фристайлеров. На наших белорусских чемпионатах людей собиралось больше, чем на первенстве Европы этого года. Единственное, из-за малого количества участниц девочки соперничали с парнями — это я о белорусских первенствах.
— Видел, как ты выступаешь на матчдэях, проводишь мастер-классы. Приглашают сами клубы, региональные подразделения АБФФ?
— Чаще всего приглашения поступают от ивент-агентств, также не остаются в стороне бетинговые компании. Но бывает и так, что руководство клубов зовет выступить. Например, к пинской «Волне» на мастер-класс меня пригласил один из тренеров детской команды. Он решил провести что-то необычное для своих подопечных и пригласил меня. Я приехала, выступила на тренировочной базе академии футбола в Пинске. Получилось интересно, а занятие для ребят стало более разнообразным.
— Какой фидбек получаешь от зрителей? Может, и в соцсетях тебя находят, пишут?
— Радует, что получаю позитивные отзывы. Обычно мои выступления сопровождаются громкими овациями, искренними реакциями. Всегда в восторге дети, им очень нравится. Да и аудитория «40 плюс» тоже не остается равнодушной. Люди постарше, глядя на мою работу с мячом, говорят, что никогда в жизни такого не видели.
Негативных отзывов, к счастью, не получала. Никто открыто не высказывался в плохом ключе о моей работе. Ну а в TikTok бывает всякое.
— Вспомнишь самую необычную реакцию?
— Из последнего вспоминается выступление на трансляции Лиги чемпионов. Когда настало время проводить конкурсы, поучаствовать вышел один футбольный фристайлер. Мы с ним были знакомы, но давно не поддерживали контакт. И вот он вышел, начал показывать трюки. Я была в шоке, все в шоке! Люди даже сказали, что это подставной участник :). Но так получилось, что мой приятель оказался в нужное время в нужном месте. Его появление не было запланировано.
Помню еще один момент. Выступала на школьном выпускном, и во время исполнения одного из трюков мальчик...просто забрал у меня мяч! Я держала, а он просто проходил мимо и взял себе. Через какое-то время мальчик, конечно, мяч отдал — но все равно очень странно.
— Остается только догадываться, о чем ты подумала в тот момент.
— А я даже не успела понять, что произошло. Встала, развела руками, улыбнулась, и мяч вернулся ко мне. Все начали аплодировать, но неловкая пауза была. Это не было запланировано. Хотя на видео выглядело так, будто постановка.
— Профессиональные футболисты оставляют свои реакции в соцсетях?
— Такое случалось. Но связываю это с тем, что работала в БГУФК и преподавала у многих белорусских футболистов и футболисток. Часто получаю от них положительный фидбек, студенты очень рады за меня. Если на матчах видимся с кем-то из них, тоже получаю от них приятные отзывы. А от незнакомых мне игроков мнений не встречала.
— Насколько сложно было совмещать работу в аудитории и многочасовые тренировки?
— Признаюсь, приходилось непросто. В первой половине дня ты — преподаватель Ольга Дмитриевна Миролюбова, которая должна соответствующим образом выглядеть и общаться. Никакой усталости на лице и в действиях быть не должно — и неважно, что ты вчера до девяти вечера работала над одним и тем же трюком. Помимо занятий в аудитории, в моем дневном графике были и тренировки. А если в университете ставили какие-то дополнительные мероприятия, то приходили стресс и понимание того, что могу не успеть потренироваться. Сидишь там и думаешь, что планы по работе над трюками могут сорваться.
Скажу честно: в стенах университета я не распространялась о своем увлечении. Лично от меня об этом не узнавал никто. Единственное, приходя в аудиторию, часто слышала от студентов: «ой, а мы вас видели в TikTok!». И я думала: боже, сейчас придется об этом разговаривать :).
Доработалась до того, что возрастные коллеги начали находить меня в том же TikTok — даже те, кому уже за 70. Тут уже мне было не отвертеться. Но всем нравилось, люди оставляли положительные отзывы. Никакого негатива со стороны коллег не поступало. Когда нужно было уехать пораньше на выступление, мне всегда шли на уступки.
— Интересно, какая картинка складывалась в голове у студентов? Преподаватель английского с мячом обращается так же ловко, как и с языком Шекспира.
— Да, не совсем типичная история. Поэтому я старалась сама не рассказывать о своем увлечении. Понимала, что если зайдет тема — поступит масса вопросов не по теме занятия. Конечно, когда люди уже сами находили меня в TikTok или Instagram, разговора было не избежать.
— Травмоопасен ли футбольный фристайл?
— Не такой травмоопасный, как большой футбол. Но и у нас они бывают — например, можно упасть, зацепившись за свои же ноги. Растянуться, поскользнуться на мяче, сделать резкое движение — все туда же. Стабильно раз в два года у меня случаются травмы. Я говорю о серьезных повреждениях — тех, когда не обойтись без медицинской помощи. Стертые локти, плечи, ссадины — все это стало неотъемлемой частью моего пути.
— С большим футболом понятно — у каждого игрока есть свой кумир. Есть ли у тебя идол в мире футбольного фристайла?
— Нет, ведь я стараюсь искать свой стиль. Если поддаться мейнстриму, все будут одинаковыми — и тогда футбольный фристайл станет неинтересен и однообразен. Я же делаю акцент на определенных трюках, которые мало кто применяет в своих выступлениях. Этим стараюсь выделяться на фоне других фристайлеров.
— Кстати, а сколько времени занимает работа над одним трюком?
— Чтобы довести до стабильности, может потребоваться от одного месяца до двух лет. Например, стойку на голове я начала делать пять лет назад, но на сцене попробовала выполнять только сейчас. Очень долгий процесс, требующий терпения и предельной концентрации.
Есть ли у меня коронный трюк? Да, «signature move». Некоторые фристайлеры начали повторять его за мной. Но еще одну фишку повторить пока никто не может :).
— Коллеги по цеху обращаются за советом?
— Да, бывает. Пишут, спрашивают определенные моменты. Особенно интересуются тем, что у меня получается лучше всего. К слову, на недавнем чемпионате Европы мы тренировались вместе с другими участниками, и многие спрашивали о моих трюках и индивидуальных особенностях техники.
Я тоже постоянно учусь, стараюсь пополнять свой арсенал трюков. Смотрю на выступления других фристайлеров, что-то перенимаю.
— Как известно, все люди разные. Кому-то публичные выступления даются легко, а у кого-то при виде зрителей ноги подкашиваются. Вспомнишь свои первые выступления, как они тебе давались?
— Думаю, здесь мне повезло. Во многом это связано с моим спортивным бэкграундом — в свое время я занималась дзюдо, принимала участие в соревнованиях. Турниры проводились в присутствии зрителей, поэтому выступления не представляют для меня большой проблемы.
Наоборот, мне даже нравится! Зрители заряжают меня энергией, это придает антуража. При болельщиках что-то получается сделать даже лучше, чем на тренировке. Так что все волнения и переживания заканчиваются тогда, когда выхожу на сцену. Но, когда роняю мяч, могу растеряться — с этим учусь справляться. А если все идет хорошо, то я только рада находиться на сцене.
— Не самый привычный трансфер — из дзюдо в футбольный фристайл.
— Я всегда была активной, не могла сидеть без дела. Хотелось найти применение своей энергии после того, как закончила с дзюдо. С самого детства нравилось играть в футбол на улице, смотреть матчи.
В какой-то момент моя мама увидела по телевизору эпизод с футбольным фристайлом. Она и предложила мне попробовать. В большой футбол идти я не думала, так как не хотела бегать и получать много травм. Да и была уже старовата для того, чтобы начинать свой путь в футболе :).
Посмотрела информацию в интернете, нашла школу футбольного фристайла в Минске. Пошла туда тренироваться, пробовать. И, признаюсь честно, сначала мне не нравилось. А когда начало получаться, то и занятия стали увлекательными и интересными. Могу сказать, что футбольный фристайл — огромная часть моей жизни.
— В дзюдо большой упор делается на технику. Помогают ли приобретенные навыки сейчас, в футбольном фристайле?
— Думаю, дзюдо дало мне хорошую физическую подготовку, которая помогает сейчас. Было бы гораздо сложнее, если бы я не имела достаточный уровень подготовки. Стойка на голове, силовые выходы — все это пришло со мной из дзюдо. Хотя иногда я шучу, что лучше бы занималась гимнастикой в свое время — это приносило бы больше пользы сейчас. В футбольном фристайле у многих девчонок базой послужили гимнастика, балет. Соответственно, у них совсем другие движения и гибкость. Я же этим никогда не отличалась.
— Неуступчивость, спортивный азарт, характер — тоже из дзюдо?
— Да, ведь порой приходится делать одно и то же в течение нескольких часов, дней. Для этого нужно упорство, характер и терпение. Дзюдо привило мне самодисциплину, что очень помогает сейчас. Ведь не всегда бывает так, что все получается идеально. Какие-то трюки занимают огромное количество времени и требуют значительных затрат энергии. И в такие моменты на одной только любви к футбольному фристайлу не выедешь.
— Друзей, знакомых еще не заразила своим увлечением?
— Пыталась научить чему-то свою сестру, но ей не особо понравилось. Своего мужа научила чеканить мяч, принимать его на шею. Но не скажу, чтобы кто-то глобально последовал моему примеру и подался в футбольный фристайл.
— Каким бы сильным не был характер, все мы живые люди. Ловим выгорание, устаем. Как часто у тебя такое происходит?
— Очень часто! И это из-за того, что всегда приходится монотонно повторять одни и те же трюки, движения. Часто делаешь одну и ту же комбинацию на протяжении недели. Как с этим справляться? Понятное дело, нужно переключаться. Полчаса делаешь одну комбинацию, не получается — начинай работать над другой. Но когда тренируешь что-то одно, приходит азарт. Думаешь, что вот-вот получится — но остановиться уже тяжело.
Знаю, что лучше пару дней или неделю посвятить отдыху. Но я такой человек, что мне сложно просто отдыхать. Если не травма, то вылететь из тренировочного процесса я просто не могу.
— Нередко в столичном метро наблюдал фристайлеров, которые под энергичную музыку радуют движениями людей в час-пик. Как относишься к такой активности?
— На мой взгляд, сложно зацепить зрителя трюками с упором на количество. Единственное, что могу сказать — к любым выступлениям нужно тщательно готовиться, хорошо продумывать костюмы и музыку. Все-таки за день в метро проходят тысячи людей, и выглядеть нужно презентабельно. Но таких фристайлеров я встречала крайне редко, поэтому более развернуто ответить не смогу.
— А сколько времени занимает выбор одежды для выступлений, музыки и постановки номера?
— Часто по поводу музыки советуюсь со своей сестрой — она младше меня и знает, какой музыкой можно зацепить зрителей. Как ни крути, музыка — очень важная составляющая выступления.
Костюмы выбираю сама. Но происходит это спонтанно. Например, вижу в магазине что-то интересное и покупаю. Очень сложно выбирать обувь. Наверное, это самое трудное в футбольном фристайле. Если мне что-то нравится и подходит, беру сразу четыре-пять пар.
— Быстро стирается?
— Да, очень быстро! Тем более, обувь нужна определенная. Под каждый трюк может понадобиться отдельная пара. Конечно, есть специальные бренды для футбольного фристайла — но не всем они подходят. Поэтому каждый ищет себе обувь самостоятельно.
Когда уже есть опыт, показывать трюки можно в любой обуви. У меня в TikTok есть видео, где я показываю трюк в туфлях :). Но, опять же, это не для соревнований. Когда тебе нужно показать свой максимум, обувь должна быть максимально качественной и удобной, подходящей под твой стиль и сложность трюков.
— Какую цель ставишь перед собой?
— Хочу стать чемпионкой мира. Возможно, это очень большая и громкая цель. Может быть, я ее и не достигну — но не хочу фокусироваться на этом. Горю желанием однажды выступить на мундиале.
А так, мне это очень нравится. Часто говорю, что живу фристайлом, и фристайлю живя. Думаю, в жизни каждого человека помимо рутины должно быть что-то необычное. Важно иметь дело, которым живешь. Чтобы во время отхода ко сну ты уже думал о завтрашней тренировке, репетиции или еще чем-то.
— Если бы тебе предложили стать тренером по футбольному фристайлу...
— То я бы согласилась! Надеюсь, после завершения профессиональной карьеры в качестве спортсмена начну тренировать детей.
Автор: Михаил Кротов
Фото в тексте: личный архив Ольги Миролюбовой